Народный комиссар подсказал Ефанову сюжет картины «Незабываемая встреча»

незабываемая встреча
Василий Ефанов. «Незабываемая встреча». 1937 г.

Народный комиссар тяжёлой промышленности СССР Григорий (Серго) Орджоникидзе подсказал художнику Василию Ефанову сюжет картины «Незабываемая встреча». А яркий талант мастера позволил этому групповому портрету занять своё место в истории советского искусства.

  Впервые это полотно было показано на Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма», которая проходила в Москве 18 марта 1939 года в преддверии XVIII съезда ВКП(б). Именно тогда в числе 1015 работ 469 авторов зрители впервые увидели картину Епифанова под первоначальным названием «Незабываемое». Вместе с одиннадцатью другими произведениями она была удостоена Государственной Сталинской премии. А в 1941 году это произведение у автора приобрела Государственная Третьяковская галерея.

 Сейчас картина экспонируется под длинным названием, которое она получила позже: «Незабываемая встреча (Руководители Партии и Правительства в Президиуме Всесоюзного совещания жён хозяйственников и инженерно-технических работников тяжёлой промышленности в Кремле)». Но именно эту радостную встречу женщин с руководством страны Советов и предложил изобразить Орджоникидзе.

Незабываемая встреча в Кремле

 Как известно, подобные мероприятия в Большом Кремлёвском дворце проводились регулярно. Известно, что 10 мая 1936 года Иосиф Сталин действительно встречался с жёнами передовиков производства. Да и самому художнику доводилось присутствовать на таких встречах.

 Поэтому Василий Прокофьевич Ефанов довольно легко написал натурные этюды всех участников сюжета. А композицию картины создал по аналогии со встречей в Кремле членов правительства с жёнами командиров Красной Армии, на которой присутствовал.

 «В этом произведении художник впервые объединяет популярные в социалистическом реализме элементы группового портрета и исторической картины, компонуя композицию как театральную сценическую кульминацию с характерными «постановочными» деталями – ритмом аплодирующих рук, цветком, упавшим на бумаги председателя, неустойчиво наклонённым стулом», — так аннотируют картину искусствоведы Третьяковки.

Персонажи

 Сам народный комиссар тяжёлой промышленности Георгий Константинович Орджоникидзе, жизнь которого оборвётся в 1937 году, также изображён на полотне в числе прочих государственных и партийных деятелей. Справа — его супруга Зинаида Гавриловна. 

 Кроме них на картине «Незабываемая встреча» изображены: председатель совета народных комиссаров СССР Вячеслав Михайлович Молотов, заместитель главы правительства СССР Анастас Иванович Микоян, «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин, первый секретарь ЦК КП(б) Украины Никита Сергеевич Хрущёв, член оргбюро ЦК ВКП(б) Лазарь Моисеевич Каганович, народный комиссар обороны СССР Климент Ефремович Ворошилов, а также Надежда Константиновна Крупская и член военного Совета НКО СССР, маршал Семён Михайлович Будённый.

  Известна фамилия женщины, которой Сталин жмёт руку – это некая Суровцева. Правда, её инициалы, как впрочем и имена других дам, история не сохранила.

 Но как бы там ни было, «Незабываемая встреча» имела огромный успех в официальных кругах. Как потом скажет советский искусствовед Александр Замошкин, «художник сумел художественно осмыслить момент небывалых в истории человечества радостных и близких встреч, которые определяют органическое, никогда не расторжимое единство советского народа со своим вождём и другом».

  Для информации: Государственную Сталинскую премию в размере 100 тыс. руб получил Александр Герасимов за картину «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле». Василию Ефанову за «Незабываемую встречу» присудили Сталинскую премию II степени в размере 50 тыс. руб.

Художник Ефанов

 Автор известных полотен «Незабываемая встреча», «Сталин, Ворошилов и Молотов у постели больного Горького», «Встреча выпускников лётной академии Жуковского и артистов театра Станиславского», «Заседание Академии наук СССР» Василий Прокофьевич Ефанов считается непревзойденным мастером парадного портрета, огромных полотен со сложнейшими многофигурными композициями.

 Его искусство долгое время было в непонятном статусе. Из-за несколько помпезных сюжетов картин Ефанова даже называли «основоположником аплодисментного реализма». Однако что бы не говорили и как бы не относились к его творчеству, с масштабом таланта художника нельзя не считаться.

  Василий Ефанов родился в 1900 году в Самаре в семье вчерашних крестьян. У Ефановых было десять детей, поэтому жили скудно, но честно. Отец был мелким предпринимателем, по-тогдашнему — лавочником. Как бы трудно не жилось, но он смог дать своим детям образование. Василий учился в единой трудовой школе II ступени, а в 1917 году поступил в местный Художественно-промышленный техникум, где учился у художников-декораторов Фёдора Чижова и Петра Краснова.

 В годы ученичества в стране свершилась Великая Октябрьская революция. В Самаре был создан КОМУЧ (Комитет членов учредительного собрания — авт.), затем город был захвачен белочехами, потом красными…

Талантливый студент

 А потом страна погрязла в пучине Гражданской войны. Однако учёба продолжалась. Более того, в 1919 году Василия Ефанова заметили и направили как талантливого студента в Петроград поступать в Свободные художественные мастерские (бывшая Академия художеств).

 Отправляется он вместе со своим другом Николаем Симоновым. По иронии судьбы Николай поступил, а Василий нет. Но Симонов в конце концов станет великим артистом, а вот судьба Василия навсегда будет связана с изобразительным искусством. Только путь этот окажется длиннее.

 Ефанову пришлось вернуться в Самару. Лишь в 1922 году удача улыбнулась молодому художнику и он окончательно перебрался в Москву, где начал учёбу у выдающегося русского графика и педагога Дмитрия Кардовского, одного из любимых учеников самого Ильи Репина.

  За пять лет обучения у великого мастера Василий Ефанов освоил наследие русской реалистической школы и довёл своё мастерство до совершенства. Окончив курс в 1926 году, Василий Ефанов начал сотрудничество в качестве иллюстратора с журналами «Пионер», «Костёр» и «Красноармеец и краснофлотец». Параллельно работал художником-оформителем в «4-й студии МХАТ», и эта работа в конце концов и прославила художника.

Победа социалистического реализма

 К началу тридцатых годов все модернистские и авангардные течения в советском искусстве ушли на задний план. На место конструктивизма и супрематизма революционной поры приходит социалистический реализм. Сейчас этот вид искусства кажется несколько пафосным, однако на тот момент он был понятен массовому зрителю…

 К началу 30-х годов Василий Ефанов уже состоявшийся художник. Он состоит в Ассоциации художников революционной России, а в 1933 году участвует в выставке, приуроченной к 15-летию Красной Армии с картиной «Ликвидация антоновщины». Почему выбрал именно этот сюжет, сказать трудно. Но после этой картины Ефанова заметили и пригласили в группу художников, создававших по инициативе Клемента Ворошилова диораму «Штурм Перекопа».

«Штурм Перекопа»

  Огромное полотно «Штурм Перекопа» было посвящено последней большой битве Гражданской войны — переходу Красной Армии через Сиваш и прорыву в Крым. Работе уделялось большое идеологическое значение. Писать штурм Перекопа собрали ударную бригаду, которую возглавил Борис Иогансон. Также в неё входили Гавриил Горелов, Александр Моравов, Аркадий Пластов, Павел Соколов-Скаля. Панорамной руководил Георгий Савицкий, помощниками его были Николай Христенко и Василий Ефанов. От Главного политического управления Красной Армии консультантом был назначен участник Гражданской войны и штурма Перекопа генерал Дмитрий Карбышев.

  Эта совместная работа стала для Ефанова первой ступенью к славе. Затем будет яркое полотно «Встреча слушателей Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского с артистами театра им. К.С. Станиславского», которое позже назовут «аплодисментным реализмом».

 В 1938 году Ефанов получает грандиозный заказ — роспись павильона СССР на выставке в Нью-Йорке. Он пишет монументальное полотно «Лучшие люди страны Советов», которое потом с триумфом отправится по миру. Советская власть любила хвалиться своими достижениями. И Ефанов, хоть и считался придворным художником, был очень талантливым и тонким мастером. А все его работы выполнялись на высочайшем художественном уровне. Если же говорить о созданной им галерее портретов, то её и вовсе можно будет назвать одной из самых лучших в истории советского искусства.

Художник с большой буквы

 Великую Отечественную войну Василий Ефанов встретил знаменитым и очень успешным мастером. Он уже получил свою первую Сталинскую премию, но это вовсе не означало, что мастер будет отсиживаться в тылу. Побыв немного в родной Самаре, где написал портрет матери, Василий Прокофьевич вместе в другими художниками отправляется на фронт.

  В 1942 году он делает серию зарисовок, посвящённых обороне Сталинграда. Надо отдать ему должное, Ефанов работает там, где кипят бои, и рисует с риском для жизни на передовой в окопах.

   Уже после войны Ефанов получит ещё три Сталинские премии — за картины «И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов, В.М. Молотов у постели больного А.М. Горького», «В.М. Молотов у Кремлёвской стены», за коллективную работу «Передовые люди Москвы в Кремле» и портреты знатных людей Москвы: Т.К. Рожковой, метростроевки Т.В. Фёдоровой, авиаконструктора А.М. Люльки, Героя Социалистического Труда В.Т. Осипова, за «Заседание Президиума Академии наук СССР» и портреты советских учёных.

 До премий и после он продолжает создавать талантливые портреты, прекрасные пейзажи, сценографию и графику.

 Василий Прокофьевич Ефанов скончался в Москве в 3 марта 1978 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

незабываемая встреча
В. Ефанов, «Незабываемая встреча», 1937 г.

Сталинград. Ведут пленных

незабываемая встреча
В.И. Ленин и А.М.Горький в Горках
На новой родине
незабываемая встреча
Италия. Венеция. Канал у пьяцца Каллеона

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — 

—  Тадж-Махал восхищал и не раз появлялся на полотнах Верещагина